Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение № 37 «Веселые нотки» города Калуги (МБДОУ № 37 «Веселые нотки» г. Калуги) Принято педагогическим советом от «16» декабря 2021г. протокол №2 Утверждено приказом МБДОУ № 37 «Веселые нотки» г. Калуги от « 16» декабря 2021 г. №197/01-19 ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 37 «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ» ГОРОДА КАЛУГИ г. Калуга, 2021 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) в МБДОУ №37 «Веселые нотки» г. Калуги (далее ДОУ). 1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации»; Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; Приказа Министерства образования и науки Калужской области от 19.07.2021г. № 944 «Об утверждении Положения о региональной системе мониторинга качества дошкольного образования в Калужской области»; Муниципальный проект: «Положение о муниципальной системе оценки качества образования в муниципальном образовании «Город Калуга»; Устава ДОУ. Другие нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования Российской Федерации. 1.3. Внутренняя система оценки качества образования ДОУ (далее – ВСОКО) предназначена для управления качеством образования в ДОУ, обеспечения участников образовательных отношений достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого ДОУ, и о его тенденциях развития. В рамках ВСОКО осуществляется оценка качества образования, выполняемая самостоятельно ДОУ с помощью процедур мониторинга и контроля. 1.4. Основными пользователями результатов ВСОКО ДОУ являются: педагоги, родители (законные представители) обучающихся. 1.5. ДОУ обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия требованиям действующего законодательства РФ в части обеспечения государственных гарантий на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования. Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в ДОО; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в ходе организации образовательного процесса. Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования. Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых в ДОО. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: анализ результатов внутреннего контроля образовательной деятельности; педагогический мониторинг; психолого-педагогическая диагностика; социологическое анкетирование (участников образовательных отношений); аналитические отчеты педагогов ДОО; наблюдение организованной образовательной деятельности, мероприятий, организуемых педагогами ДОО. 1.8. Настоящее положение действует до принятия нового. Все дополнения и изменения к нему рассматриваются и принимаются Педагогическим советом, утверждаются приказом руководителя ДОУ. 2. Основные цели, задачи, принципы внутренней оценки качества образования в ДОУ 2.1. Целями ВСОКО ДОУ являются: - получение объективной информации о состоянии качества образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - формирование информационной основы принятия эффективных управленческих решений по совершенствованию качества образования. 2.2. Основные задачи ВСОКО ДОУ: - сформировать единую систему диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающую определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ; - определить качество образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов основных потребителей образовательных услуг; - определить соответствие фактических образовательных условий ДОУ к условиям реализации образовательной программы ДОУ; - определить степень соответствия результатов освоения образовательных программ федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования; - оценить состояние и эффективность деятельности ДОУ; - повысить квалификацию педагогов ДОУ в области оценки качества образования, анализа и использования результатов оценочных процедур; - обеспечить открытость и доступность проводимых процедур по оценке качества образования; - обеспечить руководителя ДОУ аналитической информацией, необходимой для принятия управленческих решений и определения тенденций развития ДОУ. 2.3. В основу ВСОКО ДОУ положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; - сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; - рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария) с муниципальными, региональными аналогами; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ. 3 3. Организационная и функциональная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура ДОО, которая занимается внутренней оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОО, педагогический совет, рабочую группу по сбору, обработке полученной информации в ДОО. 3.2. Администрация ДОО: формирует блок локальных актов, которые регулируют функционирование ВСОКО в ДОО, утверждает их приказом заведующего ДОО и контролирует их исполнение; обеспечивает в соответствие с ОП ДО ДОО проведение мониторинговых, социологических и статистических процедур по вопросам качества образования; организует сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии качества образования на уровне ДОО; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования в ДОО; принимает управленческие решения по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе оценки, реализации ВСОКО. 3.3. Общее собрание работников ДОО: заслушивает информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования в ДОО; принимает решения по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе оценки качества. 3.4. Рабочая группа ДОО (избираемые по рекомендациям коллегиального органа наиболее компетентные работники): осуществляет сбор и обработку полученной информации о состоянии качества образования в ДОО; участвует в разработке системы измерений показателей, характеризующих состояние и динамику качества образования в ДОО. 4. Реализация ВСОКО 4.1. Объектом оценки внутренней системы качества образования является соблюдение обязательных требований действующего законодательства РФ в части дошкольного образования (п. 1.1 ФГОС ДО). 4.2. Предметом ВСОКО являются: качество условий реализации ОП ДО ДОО; качество организации образовательной деятельности в ДОО; качество результатов реализации ОП ДО ДОО. 4.2.1. Система оценки качества условий реализации ОП ДО ДОО включает в себя: 4.2.1.1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: соответствие компонентов предметно-пространственной среды, реализуемой ОП ДО, возрастным возможностям воспитанников, требованиям ФГОС ДО. 4.2.1.2. Требования к материально-техническим условиям: наличие условий в ДОО для детей с ОВЗ; оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью в соответствии с требованиями СанПиН, их соответствие требованиям пожарной безопасности; учебно-методические условия (в том числе библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса). 4.2.1.3. Требования к кадровым условиям: укомплектованность ДОО педагогическими кадрами в соответствии со штатным расписанием ДОО, квалифицированными требованиями к занимаемой должности, уровню образования и уровню квалификации. 4.2.1.4. Требования к психолого-педагогическим условиям: наличие условий в ДОО для осуществления медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья; наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ОП ДО; оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОО (результативность реализации специфических мероприятий, направленных на обеспечение физического развития детей: программы, технологии). 4.2.1.5. Требования к финансовым условиям: финансовое обеспечение реализации ОП ДО исходя из стоимости услуг н основе муниципального задания. 4.2.2. Система оценки качества образовательной деятельности в ДОО Содержание процедуры оценки системы качества организации образовательной деятельности включает в себя оценку: рациональности формирования рабочих программ (выбора методов и технологий в соответствии с содержанием ОП ДО); качества осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, физической, конструктивной, музыкальной, чтения художественной литературы) и в ходе режимных моментов; качества организации педагогами самостоятельной деятельности детей; качества построения сотрудничества с семьями воспитанников и социальными партнерами. 4.2.3. Система оценки качества результатов образовательной деятельности в ДОО. Содержание процедуры оценки системы качества результатов освоения ОП ДО включает в себя оценку: динамики индивидуального развития детей при освоении ОП ДО; динамики показателей здоровья детей; динамики уровня адаптации детей к условиям ДОО; уровня развития способностей и склонностей, интересов детей (их образовательных достижений); уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности; уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования в ДОО. 4.3. Направления мониторинговых исследований: 4.3.1. Качество содержания и организации образовательной деятельности: 1) качество ООП ДО, АООП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО, (Приложение №1, №2) 2) качество дополнительных общеразвивающих программ, (Приложение №3) 3) качество образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной детской деятельности) (Приложение №4, №5); 4) качество взаимодействия всех участников образовательных отношений (Приложение №6). 4.3.2. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность: 1) качество финансовых условий, (Приложение №7) 2) качество материально-технических условий, (Приложение №8) 3) качество психолого-педагогических условий, (Приложение №9) 4) качество кадровых условий, (Приложение №10) 5) качество развивающей предметно-пространственной среды (Приложение №11). 4.3.3. Качество результатов образовательной деятельности: 1) качество (динамика) освоения детьми содержания ООП ДО, АООП ДО, дополнительных общеразвивающих программ, (Приложение №12) 2) достижения обучающихся, (Приложение №13, №14) 3) здоровье обучающихся (динамика), (Приложение №15) 4) удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов. (Приложение №16, №17) 4.4. Для осуществления процедуры внутренней системы оценки качества образования в ДОО составляется план функционирования внутренней системы оценки качества образования на учебный год, в котором определяются формы, направления, сроки, порядок проведения оценки качества образования, ее периодичность, ответственные и исполнители. 4.5. Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм действий: сбор информации на основе используемых методик; анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными показателями; рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете ДОО; выявление влияющих на качество образования факторов, принятие управленческих решений по устранению отрицательных последствий; формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных. 4.6. Результаты оценки оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей. 4.7. Результаты анализа данных ВСОКО могут быть использованы для составления ежегодного отчета ДОО о результатах самообследования деятельности. 5. Подведение итогов и оформление результатов ВСОКО Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем представления информации основным заказчикам и потребителям образовательных услуг, в том числе посредством размещения отчета о самообследовании на официальном сайте ДОО. 6. Ответственность 6.1. Лица, осуществляющие оценку качества образования в ДОО, несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам оценки. 6.2. Заведующий в ДОО несет ответственность за предоставление информации об уровне качества образования Учредителю и размещение на сайте ДОО. 7. Делопроизводство 7.1. Результаты ВСОКО оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. 7.2. По истечении срока хранения документации по результатам ВСОКО передается в архив ДОО.